Главная > Блог > Организация рабочего места > Как оборудовать рабочее место: советы по выбору мебели и оформлению рабочей зоны
7 июня 2024
986
341
Как оборудовать рабочее место? Существуют общие требования Минтруда и СанПиНы, касающиеся условий труда в офисе. Важно обеспечить достаточное количество света и площади на одного сотрудника, а также поддерживать оптимальную температуру в помещении.
На что обратить внимание? Важную роль играет выбор мебели для работы. Стул должен быть удобным, регулирующимся по высоте и углу наклона спинки. Стол лучше выбирать из прочных материалов с функционалом, соответствующим специфике работы сотрудника. При необходимости нужно организовать систему хранения документов.
Из этого материала вы узнаете:
Существует три документа, которые устанавливают правила обустройства рабочих мест сотрудников офиса. Они создавались в первую очередь для руководителей. В правилах предписано, как правильно оборудовать рабочее место. Вот эти три документа:
Последние требования начали применяться с начала 2021 г. и заменили собой СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Протокол Главного санитарного врача № 40 от 2 декабря 2020 г. предусматривает, что новые санитарные правила будут работать до 1 января 2027 г.
Согласно документу, штрафы будут налагаться за:
Закон предписывает правила организации рабочих мест лишь в офисах, обычно затрагивая самые важные аспекты. Чтобы правильно организовать площадь, необходимо учесть не так уж много:
Столы для сотрудников обычно продают простой конструкции. Для хранения вещей и канцелярской техники дополнительно применяется приставная мебель или выкатные тумбочки. Для комфортной работы иногда приобретают компьютерные столы, у которых имеются свои особенности:
Если будете приобретать не письменный, а компьютерный стол, стоит обратить внимание на площадь рабочей поверхности. Она должна быть достаточно большой, чтобы разместить множество бумажных документов, папок и чертежей, канцелярию и стационарный телефон. Но не настолько большой, чтобы было тесно работать нескольким людям в помещении.
Важным критерием при выборе офисной обстановки является качество материала, из которого изготавливалась мебель. Практичность, простота в уходе, долговечность, экологичность – вот основные требования. К недорогим износостойким материалам относятся:
Выбор столов для рабочей зоны сотрудников нужно начинать с анализа норм гигиены труда. Для офисных требуется высота рабочей поверхности не менее 60 см. Актуальными показателями также являются ширина и глубина столешницы. Последняя должна быть не менее 45 см при согнутых в коленях ногах и 65 см при вытянутых. Ширина – не менее полуметра.
Производители выпускают свои столы с учетом требований гигиены труда и эргономики, поэтому большинству людей подходят стандартные ширина и высота офисных столов.
Итак, вот несколько важных моментов, которые следует учитывать при покупке канцелярских столов. Обращайте внимание на следующие показатели:
Есть одна вещь офисного декора, на которую приходится половина бюджета на мебель в новое помещение. Это рабочее кресло. Алгоритм выбора такой (вопросы – в порядке важности):
Это когда сиденье и спинка автоматически совместно повторяют движения сидящего (вперед, назад, в стороны). Так позвоночник расслаблен и не теряет контакта со спинкой, работник при надобности активно двигается, нет лишней нагрузки на мышцы.
Поскольку каждый человек весит по-разному, различные нагрузки на спинку кресла должны компенсироваться ее сопротивлением. Иначе хрупкая девушка не сможет преодолеть его и будет сидеть, как солдат. А крупные мужчины – всегда находиться в кресле в расслабленной позе, полулежа, что не понравится руководству. Лучше найти баланс, когда спинка сиденья довольно легко откидывается, но не чтобы «улететь». Регулировка бывает механической и автоматической.
Должна быть обязательно. По правилам эргономики промежуток от внутреннего сгиба колена до края сиденья должен быть равен ширине ладони. Если это расстояние меньше, то человек будет сползать. Если больше, то погрузится в кресло, создавая ненужную нагрузку на мышцы ног.
В то же время угол наклона спинки должен быть меньше 90 градусов. Это состояние, когда спинка следом за сидящим в кресле будто опускается к столу. Отрицательный угол наклона сиденья нужен, чтобы избежать излишнего давления на внутреннюю поверхность бедер, так как сужается кровоток в этой области и препятствует нормальному питанию и насыщению мышц кислородом. Это происходит, если долго работать наклонно к столу (писать, смотреть на монитор и др.).
Как оборудовать рабочее место? Если хотят сэкономить, тогда избавляются от подлокотников. И совершают ошибку. Подлокотники располагаются на той же высоте, что и столешница, поэтому запястье, предплечье и рука, печатающая на клавиатуре (держащая ручку), всегда находятся на одном уровне. Руки, включая плечи, все время расслаблены. Это нормально. Без подлокотников мышцы весь день поддерживают руки, поднимая плечи выше, заставляя горбиться, увеличивать напряжение в плечевом поясе.
В частности, высота поясничного подпора. Хорошо, если подкручивается. Поясничный упор способствует более тесному контакту между спинкой и точкой большего изгиба позвоночника. Плохо, если поясничная опора упирает в лопатки или ягодицы. Чем теснее соприкосновение, тем более расслабленная поза сидящего в кресле.
Заключительные комментарии:
Несмотря на переход на электронный оборот документов, по-прежнему в офисе остается много бумажных носителей: правоустанавливающие документы, акты, оригиналы договоров, отчеты, журналы. Помимо этого, могут понадобиться флеш-накопители, адаптеры, карты памяти, разные зажимы, стикеры, скрепки, линейки, карандаши, ручки и маркеры. Все это должно лежать в правильном месте, чтобы можно было быстро найти.
Удобство системы хранения документов и принадлежностей следует таким принципам:
Мебель для складирования разных бумаг должна быть вместительной и функциональной. Незачем загромождать всю стену огромным шкафом.
Как оборудовать рабочее место? Сочетание мебели разной высоты делает интерьер динамичным. Высокий шкаф для документов можно совместить с настенными полками или модульными тумбочками. Локеры с закрытыми дверцами также хорошо смотрятся рядом с открытыми полками стеллажа.
Предметы на столах, помимо принадлежностей и документов, должны не только улучшать эстетику и декор, но и выполнять иные полезные функции:
Роспотребнадзор контролирует то, как организации соблюдают Положение санитарных правил и норм, а Трудовая инспекция – соблюдением охраны труда. Эти органы проводят проверки. Периодические они выполняются в соответствии с графиком, который сообщается заранее и доступен для ознакомления. Бывают и неплановые проверки.
За нарушение санитарных правил наступает ответственность, прописанная в Кодексе об административных правонарушениях РФ. По статье 6.3 этого документа, штраф за нарушение составляет 500-1000 руб. для ИП и 10 000-20 000 руб. для ООО. Если правонарушение совершено в эпидемиологически опасной ситуации, например, во время пандемии, штраф для ИП увеличивается до 150 000 руб. и до 500 000 руб. для организаций.
Его место чуть ниже уровня глаз на столе. Это помогает избежать напряжения шеи и органов зрения во время работы. Расстояние между экраном ноутбука и глазами должно составлять не менее 50 см. Чем больше экран, тем дальше от него нужно сидеть.
Создание эффективного и комфортного рабочего пространства требует тщательного подхода и индивидуального подбора отдельных элементов. Как оборудовать рабочее место? Используя приведенные выше советы для поиска оптимального баланса между функциональностью и комфортом, вы сможете создать идеальное пространство для труда, которое обеспечит вас приятными ощущениями и желанием продуктивно действовать.
Читайте также