Главная > Блог > Организация рабочего места > Площадь кабинета: как организовать пространство правильно
7 июня 2024
1032
999
О чем речь? Минимальная площадь кабинета для одного сотрудника в 2024 году, в соответствии с требованиями законодательства, составляет 6 кв.м. Эту норму обязательно нужно учитывать при планировке помещений и расположении столов.
Почему это важно? При недостаточной площади сотрудникам сложно морально и физически выполнять свои задачи. Если офисное пространство организовано с учетом минимальных норм, работоспособность специалистов заметно повышается. Это, в свою очередь, благотворно сказывается на финансовых результатах компании.
Из этого материала вы узнаете:
Треть своей жизни человек посвящает работе. 30 % населения свои производственные задачи выполняет в офисах. После вынужденной массовой удаленки специалисты вернулись на оборудованные рабочие места, где меньше отвлекающих факторов, всегда под рукой нужные материалы, есть возможность работать в команде и привычно общаться с коллегами.
Офисы имеют разные архитектурные и дизайнерские решения. Часто под этим названием скрывается помещение с несколькими столами, между которыми сложно пройти даже боком. Между тем, обязанностью работодателя является соблюдение требований, которые предъявляются к рабочему пространству.
Государство уделяет внимание правилам организации мест труда. Об этом свидетельствуют документы, регламентирующие данный вопрос:
В действующем законодательстве четко прописаны нормы площади кабинета для одного сотрудника в офисе. Норматив – это минимально допустимое пространство, которое требуется работнику для выполнения производственных задач.
Важно соблюдать пункт 5.31 Свода Правил по проектированию общественных зданий и сооружений (СП 118.13330.2022), который устанавливает норму на человека в офисе в размере 6 кв.м. Долгое время эта цифра составляла всего 4,5 кв.м, но и она не всегда соблюдалась.
Действующее законодательство четко определило норму площади, которую работодатель должен предоставить сотруднику для выполнения задач – шесть квадратных метров. Благодаря этому специалисту гарантированы не только безопасные, но и комфортные условия труда. Несмотря на обязательность соблюдения закона, иногда руководители стремятся его обойти и служащим приходится работать на 2–3 кв.м, что снижает качество выполнения задач.
Установленная норма площади распространяется только на обустройство рабочего пространства. Проходы между столами, участки, занятые мебелью и оборудованием, а также зоны отдыха в нее не входят.
При организации офисного пространства предусматривается соблюдение определенных условий:
Соблюдение данных рекомендаций при расчете площади офисного кабинета повышает эффективность работы персонала и приносит финансовую прибыль компании, несмотря на расходы по созданию комфортных мест.
Если ориентироваться на данные Шнелле, площадь рабочего места для одного сотрудника, выполняющего обязанности за столом 140 см длиной и 70 см шириной при отсутствии дополнительного оборудования составляет:
Машинописные манипуляции |
1,7 кв.м |
Делопроизводство |
2,3 кв.м |
Ведение архива и картотеки |
1,9 кв.м |
Прием посетителей |
2,5 кв.м |
RKW – Управление по рационализации западногерманского народного хозяйства – установило следующие параметры площади рабочего места, включая офисное оборудование и площадки для его обслуживания, в зависимости от занимаемой должности:
Секретарь, помощник руководителя |
≥ 10 кв.м |
Ведущий менеджер |
6–9 кв.м |
Сотрудник-исполнитель, работающий в общем кабинете, рассчитанном на несколько человек |
5 кв.м |
Сотрудник-исполнитель, работающий в общем зале |
3,8–4,8 кв.м |
Комната для заседаний, на 1 сотрудника |
2,5 кв.м |
Руководитель отдела, не связанный с приемом посетителей |
15–25 кв.м |
Нормы в ФРГ по средней площади рабочего места на каждого служащего, не считая дирекции, составляют:
30 % служащих |
3,6–4,6 кв.м |
55 % служащих |
7–9 кв.м |
15 % служащих |
9–15 кв.м |
В США общая площадь кабинета, включая оборудование и места для его обслуживания (свободный проход вокруг него шириной 50 см), имеет разное значение в зависимости от должности сотрудника:
Офисный служащий |
4,46 кв.м |
Секретарь |
6,7 кв.м |
Руководитель отдела |
9,3 кв.м |
Директор |
13,4 кв.м |
1-й вице-президент компании |
27,89 кв.м |
2-й вице-президент фирмы |
18,54 кв.м |
Средняя площадь на одного служащего, по данным доктора Розенкранца, 4-6 кв.м.
Средняя площадь на одного служащего, по данным «Бюро по рационализации систем управления» – 12 кв.м.
Плюсы кабинетной системы очевидны. К ним относятся:
Специалисты отмечают следующие недостатки кабинетной системы:
При непродуктивном использовании рабочей площади компании приходится оплачивать незадействованные квадратные метры. Необходимо продумать рациональное расположение кабинетов, при котором переходы были бы максимально сокращены. Этому требованию соответствует общий прямой коридор без поворотов, значительно увеличивающих площадь.
Отдельные кабинеты занимают руководители разного ранга. Обособленные помещения целесообразны в двух случаях:
Рассчитать пространство для кабинета легко:
Дополнительные функции увеличивают нормы площади кабинетов:
Существуют специальные службы, которые предоставляют профессиональные услуги по расчету площади кабинетов по СанПиН. Эксперты проводят вычисления с помощью специальных компьютерных программ и на основе полученных данных готовят отчет для заказчика с обоснованными цифрами. Еще существуют особые калькуляторы, которые автоматически выдают результат на основе заданных параметров.
Эти расчеты можно выполнить и самому. Нужно определить и учесть:
Произведя несложные подсчеты, можно определить площадь кабинета в соответствии с нормами и правилами.
Так, компании со штатом в 5-6 сотрудников, включая руководителя, с зоной для приема посетителей, оптимален офис площадью 100 кв.м. Чтобы избежать лишних расходов, нужно использовать пространство максимально эффективно.
Рассчитывая площадь кабинета, следует помнить о норме в 6 кв.м. При наличии ресурсов компания может увеличить этот показатель, тем самым улучшив условия деятельности сотрудников.
Принимаются во внимание следующие факторы:
Если специалисты работают с бумагами, следует предусмотреть приобретение столов большего размера. Санитарными нормами и правилами предписано, что место экономистов, бухгалтеров, проектировщиков должно иметь площадь 6,5 кв.м. Поэтому в кабинете размером 18 кв.м можно разместить трех рядовых сотрудников, а экономисты и инженеры смогут работать только вдвоем.
Читайте также
«Как обустроить офис: принципы и приемы»Если должностные обязанности предусматривают общение с посетителями, такой формат имеет свои нормы: по правилам на одного сотрудника и одного посетителя должно быть выделено не менее 12 кв.м. Этот показатель увеличивается до 18 кв.м, если прием ведется одновременно с тремя клиентами.
Заместители руководителей должны работать на площади 7,5 кв.м, а руководители высшего звена – на 9 кв.м. Такие нормы обоснованы большой ответственностью начальства, необходимостью высокой концентрации и конфиденциальности. Безусловно, имеет значение положение, структура и корпоративная культура компании. Если офисное пространство организовано в стиле Open Space, рабочее место главы компании можно зонировать с помощью стеклянных перегородок.
Если специалисты имеют претензии к руководству по поводу условий в офисе, они могут обратиться в независимую экспертную организацию или трудовую инспекцию. Если во время проверки будут выявлены нарушения, работодателя обяжут выплатить компенсацию или добавить дополнительные дни к отпуску, а также устранить недочеты.
Стремление к экономии при аренде или приобретении офисного помещения вполне понятно, но сознательное уменьшение нормы площади для организации рабочего места сотрудника может привести к возникновению неприятных последствий, напрямую влияющих на бизнес:
За соблюдением санитарных норм и правил следит Роспотребнадзор, а контроль за выполнением правил охраны труда осуществляет трудовая инспекция. Эти организации имеют право проводить проверки. Для плановых составляется расписание – дата визита известна заранее.
В 2023 году были проведены проверки работодателей, которые относятся к категории высокого и чрезвычайно высокого риска. Внеплановые посещения инициируют обычно сотрудники компании, имеющие претензии к руководству.
В Кодексе об административных правонарушениях РФ четко обозначена ответственность за нарушение санитарных норм и правил. Штраф по статье 6.3 составляет:
Штраф значительно возрастает, если нарушения произошли во время опасной эпидемиологической ситуации: для ИП – до 50-150 тысяч рублей, для организаций – до 200-500 тысяч рублей.
Минимум 10-18 кв.м. При меньшей будет слишком тесно, а слишком просторные помещения нерентабельны.
При планировании эффективного рабочего пространства учитывается множество факторов: организационная структура компании, возможность командного труда, уровень профессиональной подготовки специалистов и формат деятельности.
Если работник передвигается на инвалидной коляске, норма на одно место с компьютером повышается до 7,65 кв.м.
Рассчитать необходимую площадь кабинета не составит особого труда, если пользоваться указанными рекомендациями. Приглашенный специалист будет задавать те же самые вопросы, на которые можете ответить вы сами быстрее и продуктивнее.
Читайте также