Главная > Блог > Организация рабочего места > Организация рабочих мест сотрудников: нормативы и эргономика
9 февраля 2024
891
226
Для чего? Правильная организация рабочих мест сотрудников необходима для нормального функционирования офиса. Она повышает работоспособность, улучшает производительность и создает нужное впечатление у посетителей.
Какая? Обустраивая рабочие места, нужно опираться на санитарные нормы, а также учитывать комфорт и удобство сотрудников. В офисе люди проводят больше времени, чем дома, поэтому важно, чтобы они работали с удовольствием и без вреда для здоровья.
Из этого материала вы узнаете:
На рабочем месте сотрудник любой компании или предприятия трудится в течение всего рабочего дня. Для эффективной деятельности работника и выполнения им поставленных задач руководство должно обеспечить соответствующие условия. А именно требуется организация рабочего места сотрудников и обеспечение их всеми необходимыми инструментами и ресурсами, создание рабочей обстановки. Немаловажным является обеспечение безопасности и комфорта при выполнении сотрудником своих обязанностей.
Организовывать рабочее место нужно комплексно, с учетом оснастки, планировки и особенностей обслуживания помещений и производственных площадей, вне зависимости от того, где это место располагается.
Министерство труда РФ издало приказ № 774н от 29.10.2021 г., который вступил в силу 1 марта 2022 года. Документ обязывает всех работодателей организовывать персоналу безопасные рабочие места в соответствии с определенными требованиями. Последние распространяются и на офисы, и на производственные цеха.
Так, за работодателем теперь закреплен обязательный контроль за соответствием каждого рабочего места антропометрическим и физиологическим параметрам работника, занимающего это место. Важность имеет даже эстетическая составляющая. Необходимо уделять внимание оформлению рабочего пространства, подбирая целесообразное цветовое решение.
Далее перечислим требования к организации рабочего места офисных сотрудников, которые регламентируются действующими СанПиН.
Многие работники проводят на своих рабочих местах значительную часть своего времени. Некоторые и вовсе считают офис вторым домом. Поэтому руководителям компаний следует понимать, каким образом обеспечить комфортное пребывание персонала на работе и создать условия для эффективной деятельности. Если говорить именно об офисе, то в первую очередь нужно озаботиться его оснащением мебелью, канцелярскими товарами и оргтехникой.
Важное значение имеет правильно подобранная мебель для офиса. Именно она формирует интерьер рабочего пространства и обеспечивает в помещении необходимый комфорт. При выборе офисной мебели нужно учитывать как специфику деятельности всей компании, так и направленность конкретного офиса.
В большинстве случаев потребуется приобрести:
Выбранные предметы должны обладать функциональностью, обеспечивать комфорт и безопасность. В условиях небольшой площади офиса следует сосредоточиться на многофункциональной мебели. Расчет количества предметов производится заранее.
Сотрудникам, одновременно работающим за компьютером и с бумагами, следует оптимизировать рабочее пространство, например, панорамным методом. Смысл заключается в обеспечении таких условий для свободного перемещения между письменным и компьютерным столами, чтобы человеку не пришлось вставать со стула.
При планировании пространства крайне важно правильно расположить стол, сделав его неотъемлемой частью интерьера. Рассмотрим для примера помещение для обслуживания клиентов. Если перегородить столом клиентскую зону от пространства сотрудников, психологически это отдалит компанию от посетителей. Рациональнее здесь выбрать место чуть в стороне от центра помещения. Так обеспечится более камерная и теплая обстановка.
В рамках организации внутренней деятельности персонала удачным будет расположение стола около стены. Во-первых, появится новая зона хранения. На столе, например, можно собрать небольшой стеллаж из полок для бумаг. Во-вторых, уменьшится количество отвлекающих элементов в офисе. Как следствие, сотрудники будут более сконцентрированными на своей работе.
Следующий шаг – организация мест для сидения. Вместо жестких стульев следует выбирать мягкие. При выборе моделей нужно обращать внимание на высоту самого сидения – она должна быть достаточной для комфортного расположения локтей на поверхности стола.
Важнейшими качествами офисных стульев и кресел являются удобство и функциональность. Красота и дизайн отходят на второй план. Офисный сотрудник большую часть рабочего времени проводит, сидя на стуле, поэтому здесь как нигде важно обеспечение комфорта. Еще одна важная функция офисного стула – его мобильность. Иными словами, необходимо выбирать изделия на колесиках для быстрого перемещения по офису. Помимо удобной спинки стул должен иметь:
В процессе регулировки стула помимо анатомических особенностей сотрудника нужно учитывать характеристики стола, за которым этот сотрудник будет работать. В частности, необходимо обратить внимание, регулируется ли по высоте столешница. В свою очередь сиденье стула или кресла устанавливается на таком уровне, чтобы человек в сидячем положении мог упираться ногами в пол. Спинка регулируется самим сотрудником для обеспечения максимально комфортного положения.
Высота регулируемых подлокотников устанавливается на таком уровне, чтобы человек лишь слегка касался их локтями при сгибании рук. Никакого излишнего давления на руки при этом быть не должно. Подлокотники должны обеспечивать естественное положение локтей. Если отрегулировать эти элементы невозможно, лучше их вовсе снять.
Организация рабочего места сотрудника предприятия или офиса проводится при соблюдении нескольких важных правил:
К процессу выбора меблировки нужно отнестись с максимальным вниманием. Привлекательность кресел и столов безусловно важна, однако наиболее приоритетными являются удобство и многофункциональность мебели. Именно это в конечном счете влияет на эффективность персонала и, как результат, на общий успех компании.
Прежде всего нужно выбирать прочную и износостойкую офисную мебель. Для этого стоит проверять качество фурнитуры и крепежных элементов. Высокой надежностью, например, обладают эксцентриковые стяжки «металл в металл». Мебель с таким крепежом легко монтируется и при необходимости так же просто разбирается.
Приобретать нужно исключительно офисную меблировку. Это в будущем облегчит задачу обустройства рабочих мест и прочих пространств в компании. Крупные производители и поставщики мебели для офиса, как правило, предлагают готовые решения под ключ. Также практически везде имеется возможность сделать индивидуальный заказ, учитывающий особенности офиса и любые пожелания.
В рамках организации рабочего места сотрудника офиса не нужно забывать и о мягкой мебели. Здесь при выборе учитываются материал обивки и наполнитель. Желательно делать выбор в пользу неприхотливой, не требующей особого ухода мебели. Жесткость наполнителя должна быть средней.
Следует учитывать также дизайн меблировки, соответствующий оформлению офиса и фирменному стилю компании. Если на рынке на текущий момент нет подходящих моделей диванов и кресел, можно воспользоваться услугой пошива обивки на заказ. Также многие предметы мягкой мебели снабжены механизмом раскладывания.
Рекомендуется приобретать изделия в едином стилевом решении для всех офисных помещений – переговорных комнат, кабинетов руководителей, клиентских зон, комнат ожидания и т. д.
Например, при обустройстве рабочих мест не рекомендуется применять массивную мебель. Такие столы и стулья будут непрактичными в использовании и могут стать причиной болей в спине у сотрудников.
Если деятельность офиса подразумевает длительное хранение документации, потребуются шкафы и стеллажи для бумаг. Размеры мебели определяются форматом используемых архивных папок.
Суммарная стоимость офисной меблировки зависит от материалов. Относительно дорогой является шпонированная мебель. К тому же она требует приобретения дополнительных аксессуаров (например, бювара), без которых она весьма неудобна в использовании. По этой причине столами и стульями из шпона комплектуются чаще всего кабинеты директоров и переговорные залы. Для рядовых сотрудников лучше подбирать более дешевые предметы мебели из ЛДСП средней плотности.
В настоящее время большинство мебельных фабрик изготавливают именно такие изделия. Важно не ошибиться в производителе, так как качество ДСП может быть разным.
За это ответственен работодатель. Он должен оснащать рабочие места сотрудников всем необходимым. Конкретного регламента на этот счет не существует. Важно, чтобы персонал при выполнении своих обязанностей ни в чем не нуждался.
Самое важное – обеспечить работнику свободу передвижения. Необходимо также, чтобы рабочее место было надежным и устойчивым. У непосредственного руководителя должна быть возможность контролировать деятельность подчиненных и обеспечивать безопасность труда в соответствии с законодательством.
В первом случае мы имеем конкретное место, которое занимает сотрудник для выполнения должностных обязанностей. Рабочей зоной называют общее пространство, где осуществляется деятельность персонала. Бывает такое, что сотруднику нужно выполнять свою работу в разных местах компании. Тогда его рабочим местом является вся рабочая зона.
Итак, грамотное обустройство офисной обстановки будет способствовать полноценному выполнению сотрудниками их должностных обязанностей. При этом количество перемещений работников сведется к минимуму, а сама атмосфера внутри офиса обретет домашний уют. Это не только позитивно сказывается на эффективности труда, но также формирует здоровый микроклимат внутри коллектива.
Читайте также