Главная > Блог > Организация рабочего места > Зонирование кабинета и офиса: правила, рекомендации, удачные идеи
8 декабря 2023
1397
642
О чем речь? От того, насколько удачные решения по обустройству внутреннего пространства будут приняты, зависят работоспособность и эффективность сотрудников и руководителей подразделений.
Что учесть? Первое, на что необходимо обратить внимание – общая планировка офисного пространства. Как будут располагаться зоны фронт- и бэк-офиса, какие методы зонирования будут применены. Кабинет руководителя также нуждается в грамотной планировке.
Из этого материала вы узнаете:
Зонирование рабочего кабинета – целое искусство, но оно, к сожалению, не может конкурировать со смешанными или open-space офисами. Дело в том, что разделение кабинета на зоны по их функционалу создает рамки и ограничения. Так, работники офиса с зонированием никогда не будут иметь столько же свободы, сколько есть у работников офисов открытого типа.
Открытые офисы, которые с каждым годом набирают все большую популярность, можно создать в любом помещении. Разделение на зоны здесь будет осуществляться при помощи следующих принципов:
С примерами удачного зонирования открытого офиса можно ознакомиться по фотографиям в интернете. Для вдохновения можно посмотреть на офисы Google, Yandex, DropBox и других крупных корпораций. Если присмотреться, можно заметить, что разделение пространства в офисах этих компаний выглядит идентично, но приобретает уникальный вид за счет соблюдения вышеперечисленных принципов. Особая деталь этих офисов – «третье» пространство.
Универсальных правил зонирования кабинета нет, так как очень многое зависит от количества сотрудников, отрасли компании, целей и задач самого офиса. Но, как правило, рабочее пространство включает в себя несколько зон:
Каждая из перечисленных зон может занимать большое пространство и делиться на дополнительные участки (например, приемная – это ещё и холл, и ресепшн, и комната ожидания), а может занимать совсем небольшую площадь (в случае, когда приемная – это просто стойка администратора при входе).
Первое, с чем необходимо определиться – это тип зонирования. Главный вопрос: будет ли офис единым большим пространством, поделенным на зоны, или в офисе будут отдельные кабинеты для каждого сотрудника либо группы сотрудников со схожим функционалом.
Оба варианта зонирования имеют свои преимущества и недостатки. Свой тип зонирования лучше подбирать, ориентируясь на численность и функционал штата, а также на размеры офиса.
В качестве альтернативы между кабинетным зонированием и open-space можно использовать перегородки для зонирования. Лучший вариант – стеклянные. Они не загромождают пространство, но устанавливают четкие границы. Можно установить перегородки до самого потолка, а можно такие, которые будут закрывать только рабочий стол и стоящую на нем технику. В первом варианте перегородки практически не отличаются от капитальных, а во втором создают условное разделение пространства.
Зонировать пространство можно еще и с помощью мебели, например, использовать стеллажи и шкафы для бумаг. В одном пространстве стоит разместить сотрудников со смежным или одинаковым функционалом. Так, несколько рабочих мест нужно разместить возле оргтехники и стеллажей, которыми будет пользоваться одна группа сотрудников. Каждый такой блок может быть полностью автономным, если грамотно расставить в офисе мебель.
В кабинете руководителя можно выделить отдельные зоны, такие как рабочее место секретаря, зона ожидания для посетителей и место для совещаний. Оформление и отделку здесь стоит выполнять в том же стиле, что и в кабинете начальника. Рабочая зона руководящего состава должна подчеркивать успех и статус компании, заявлять о серьезности намерений, а также создавать «пафосную» обстановку.
Рабочую зону руководящего состава можно разделить на несколько областей:
Рабочее место представляет собой удобный и функциональный письменный стол с эргономичным креслом. Оно не должно быть завалено бумагами. Стоит предусмотреть отдельное место для их хранения: органайзер на столе, специальный шкаф или стеллаж. Чем менее загромождено рабочее место руководителя, тем более приятное впечатление оно создает о своем хозяине.
Место для совещания – длинный стол, размещенный торцом к месту руководителя. Может быть рассчитано на 2–10 человек. Разместить людей можно на мягких стульях или креслах. Под переговорную лучше выделить отдельную комнату, установить в ней длинный стол и кресла. Если переговоры в компании проводятся менее формально, то в комнате можно установить мягкую группу.
Зону отдыха руководитель оформляет на свое усмотрение, ориентируясь на личные нужды и предпочтения. Расположить ее можно в отдельной комнате.
Для многих компаний переговоры являются обыденностью, поэтому под них необходимо выделять отдельные комнаты. Это может быть один большой конференц-зал или несколько небольших кабинетов, рассчитанных на переговоры с десятью и менее участниками.
Подсобка, или бэк-офис – это рабочие помещения, в число которых входят кухня или столовая для сотрудников, комната отдыха, архивы, серверные, технические помещения и так далее. Этот список может быть больше или меньше в зависимости от размеров компании, нужд руководства и рядовых сотрудников. Помещения, предусмотренные для отдыха персонала, должны быть максимально уютными, чтобы работник чувствовал себя в них как дома. Это повысит эффективность сотрудников.
У руководителя отдельный кабинет, а рядовые сотрудники располагаются в одном помещении. Преимущества такого зонирования:
Зонирование можно осуществлять стационарными или мобильными конструкциями, мебелью или перегородками. Любой из вариантов поможет создать индивидуальный стиль офиса.
Такие перегородки целиком выполнены из стекла и не имеют каркаса. Есть несколько причин, почему они с каждым годом становятся все популярнее:
Стеклянные перегородки выглядят действительно стильно и современно. Кроме того, есть огромные возможности их декорирования: тонирование, размещение наклеек, нанесение логотипов, пескоструйная обработка, художественная роспись и так далее.
Зонирование кабинетов перегородками прекрасно дополняют сложные конструкции со светодиодной подсветкой или шинными светильниками. Благодаря этому функциональные зоны подчеркиваются не только мебелью и перегородками, но и стильным освещением.
Если в офисе высокие потолки, то зонирование с помощью мебели –идеальный вариант. Это не только хорошо выглядит, но и помогает использовать рабочее пространство с максимальной пользой. Такой интерьер можно дополнить интересным и акцентным декором, чтобы отразить индивидуальный характер каждой зоны.
Мебель из одной коллекции задаст общий стиль интерьера. А многофункциональные системы хранения, такие как стеллажи, наиболее эффективно организуют пространство.
Подвесные перегородки в открытом офисном пространстве выглядят современно и креативно. Выделить зоны можно при помощи цветов и текстур этих перегородок. Кабинет руководителя в этом случае можно отделить стеклянными перегородками, а зону посетителей – с помощью мебели.
Кабинет руководителя должен быть просторным, ведь там не только работает первое лицо компании, но и регулярно проводятся переговоры и совещания, устраиваются планерки для персонала. Рекомендуемая площадь – от 20 м2, а соотношение сторон – 2:1.
Руководитель должен своевременно узнавать обо всем, что происходит в компании. Этого можно добиться за счет специального программного обеспечения на компьютере и терминального варианта его устройства. Кроме того, руководящее лицо должно иметь в кабинете быстрый и стабильный доступ в интернет.
Читайте также
«Расстановка мебели в кабинете: правила и способы»Основные правила планировки кабинета руководителя:
Совещания можно проводить и дистанционно, с помощью современных технологий. Сейчас все чаще используется формат видеоконференций на специальных платформах либо совещания в формате звонка по телефону. Преимущества в том, что не нужно специально подготавливать помещения для совещаний, можно проводить их из машины или собственной квартиры, а также отключать или ставить на удержание выбранных участников.
Интерьер лучше всего оформить в матовых сдержанных тонах. Блеск будет утомлять сотрудника, как и большое количество контрастных цветов. Светлые стены и полы, сочетающиеся с мебелью, освещением и предметами декора, сделают помещение визуально просторнее и зададут рабочую атмосферу.
Кабинет руководителя можно разделить на следующие зоны:
Не обязательно четко разделять каждую из зон, некоторые можно объединить. Например, рабочее место руководителя можно совместить с зоной для совещаний, установив там длинный стол Т-образной формы и необходимое количество кресел. Зону отдыха можно объединить с приемной. Это пространство стоит обставить мягкой мебелью и уютным декором, чтобы ожидание посетителей было приятным, а руководитель мог хорошо отдохнуть во время перерыва.
Особенности зонирования рабочего кабинета:
Чтобы максимально эффективно использовать пространство и придать ему стильный вид, используют следующие методы:
Существует три вида планировки офисного пространства:
Это основные зоны, которые выделяют при планировке офиса.
Каждый офис индивидуален, но есть общие для всех недостатки:
Правильно проведенное зонирование офиса позволяет создать рабочее пространство, в котором комфортно руководителю, работникам, клиентам и партнерам.
Читайте также