Главная > Блог > Организация рабочего места > Open Space в офисе: правила организации и лучшие решения
26 октября 2023
1354
1848
О чем речь? Опен спейс в офисе требует грамотного подхода, так как такая форма организации не лишена недостатков: повышенного шума, нехватки личного пространства и высокой вероятности простудных заболеваний.
На что обратить внимание? В таких условиях важно правильно выбрать и расставить мебель, которая будет выполнять не только свои основные функции, но и станет элементом зонирования и декора.
Из этого материала вы узнаете:
Само понятие звучит довольно ново, но давайте разберемся, что это. Так называют единое рабочее пространство, разбитое на функциональные островки, которые могут быть разделены специальными экранами на зоны. Такая планировка называется открытым пространством. Подобный тип обустройства офиса наиболее популярен и моден.
Однако, как ни странно, впервые об открытом проектировании зоны для работы заговорил еще князь Потемкин. Именно так реформатор обустраивал площадки для различных хозяйственных и социальных проектов.
Приблизительно одновременно идея планировки, называемой «Открытое пространство», стала распространяться в Англии. Примером послужило здание, полностью заставленное рабочими столами. Оно называлось Ripley Building. Уже в XIX веке, когда была налажена телефонная связь, инфраструктура городов стала включать в себя так называемые «Муравейники» – call-центры с огромным количеством столов, расположенных почти вплотную друг к другу.
Еще в XX веке бум индустриализации в Америке стал источником множества интересных идей по планированию офисов. К примеру, по проекту тогда еще будущего архитектора Фрэнка Даффи в 1960 году была введена офисная конвейерная система. Все члены коллектива находились в одной большой комнате, а наиболее трудоспособные получали отдельные кабинеты.
Для России такой формат стал актуальным только в конце 90-х годов. Признание он получил довольно быстро, так как был очень удобен.
Руководителям формат Open Space подарил возможность кругового обзора (то есть контроля), а также финансовую выгоду. Все потому, что содержать один большой офис проще и дешевле, чем несколько персональных кабинетов.
Другие плюсы предложения:
Ошибочно будет утверждение о том, что опен спейс – идеальный вариант планировки пространства в офисе. При всей своей практичности и универсальности, он имеет ряд минусов, среди которых:
Плавно от вопроса плюсов и минусов опен спейс в офисе перейдем к следующей теме. Как рационально обустроить рабочее место подобного типа?
Для сведения всех описанных рисков к минимуму необходимо обустроить комфортное рабочее место, приняв следующие меры.
Это показатели температуры, влажности, проветривания. В этом могут помочь:
Обеспечьте правильную работу кондиционеров, и вы получите:
Кроме всего прочего, для упрощения контроля воздушного потока логично вмонтировать специальный гаджет. Обеззараживать воздух в офисе помогут бактерицидные облучатели-рециркуляторы. Можно установить кварцевые лампы для дезинфекции.
Open Space предполагает:
Одно из важных условий психологически комфортной работы в таком виде офиса. Для этого необходимо:
Понадобится:
Далее рассмотрим самые удачные примеры планировки таких помещений.
Гибкий офис обычно не бывает привязан к определенному месту, но имеет разделение на участки. Есть территория для работы в тишине, переговоров и конференций, обдумывания стратегий, неформального общения наедине и отдыха. Для изменяющегося графика такой тип планировки как нельзя кстати.
Нужно знать не только количество сотрудников, но и то, сколько им необходимо времени:
К примеру, штат фирмы насчитывает приблизительно 100 человек.
Для отдыха команды можно обустроить несколько маленьких либо одну большую рекреацию.
Для создания рабочей зоны, приспособленной под нужды тех, кому требуется сосредоточенность и внимательность, можно просто поменять местами столы. Уюта добавят всевозможные растения, сувениры, приятные мелочи, а также высокая мебель. Существуют передвижные ширмы для создания конфиденциальной атмосферы. С ними вы сможете чувствовать себя на работе как дома.
Немалый дискомфорт в офисе доставляет то, что все видят, чем занят работник за своим компьютером.
Еще одна проблема – невозможность личных разговоров, которыми вы не будете мешать другим, а они не будут беспокоить вас. Хороший выход из ситуации – звуконепроницаемые будки. Они должны выглядеть, как пеналы на 1-2 человек, оббитые звукопоглощающим материалом. Подходят даже обычные телефонные будки в английском стиле.
Весьма популярный вариант опен спейса, где можно спокойно работать в одиночестве либо с коллегой. Для этого устанавливают специальные кресла-кабинки либо звуконепроницаемые ниши. Такое решение завоевало популярность по всему миру.
Неотъемлемая часть комфорта и удобства на рабочем месте – возможность смены деятельности. Важно создать уголок, где можно будет выпить кофе, пообщаться и обдумать новые идеи. Для этого подойдет специальная зона отдыха. Потребуется краска, кресла и пуфы, элементы декора. По времени создание такого пространства занимает максимум один день.
Результат: вы получите хорошее место как для работы, так и для фотографий. Можно добавить туда аквариум с рыбками либо и вовсе соорудить миниатюрный зооуголок, который будет поднимать настроение и дополнительно дисциплинировать.
Как и любая другая, она должна быть:
По этой причине основные требования относятся к материалу, из которого сделана мебель. Вне конкуренции по внешним данным остается дерево и его имитация. Шкафы и стеллажи остаются главными по прочности. Приобретая пластиковую мебель, вы должны знать, что она выдержит большие нагрузки.
В свою очередь, обивка должна быть:
Самый лучший офисный диван – тот, что оббит натуральной либо искусственной кожей. Также возможно использовать ворсистую ткань или жаккард. Чехлы для мебели тоже сделают ее более практичной.
При проектировании интерьера нужно принимать во внимание:
При построении офиса по модели Open Space можно придерживаться принципа модулей. Это позволит использовать каждый сантиметр рабочей площади правильно. Главное достоинство – компактность.
Создать личную территорию для каждого сотрудника помогут надстройки и тумбы. Так можно соединить несколько рабочих мест и добиться эффекта островка для работы сообща. При условии, что речь идет об открытом офисе, подойдет вариант формирования групповой рабочей станции с вместимостью от трех до четырех человек.
Если планируется создать офис на команду до 10 человек, проще простого разместить мебель и все необходимое по периметру, создав кольцо. В основном комнаты для офисов бывают не квадратными, а прямоугольными, что оставляет свободу для перемещений.
При задумке офиса на 30 человек возможен полет фантазии. При наличии просторной комнаты с хорошей акустикой вам подойдет островная планировка. Она даст возможность снизить концентрацию людей на квадратный метр. При относительно тихой деятельности и необходимости объединения лучше выбрать линейную модель с рядами рабочих мест.
Большие офисы в основном проектируют по модульному принципу. Создать в них гармоничную атмосферу поможет дизайнер. В модульных офисах каждая часть выполняет функцию отдела. Они зонируются перегородками, чил-аутами и стеллажами.
Смысл концепции «Открытое пространство» заключается в том, что рабочие места создают в помещении, лишенном перегородок и громоздких стен. Его можно адаптировать под эксплуатацию современной многозадачной компанией. Такое пространство позволяет проще взаимодействовать между собой.
В большинстве случаев мебель для таких офисов относится к стилю hi-tech. Она многофункциональна за счет обилия различных полок и шкафов, которые сами несут разграничительную функцию. Еще одним главным, наряду со стилем, свойством офисов Open Space является эргономичность. Каждый стол должен иметь обтекаемые вырезы для рук, кромку из полиуретана. С ней пользоваться мебелью будет легко и приятно. Тумбы часто имеют персональные замки.
Классическая комплектация включает в себя стол, кресло и тумбу, в дополнение к которым могут быть шкафы или стеллажи для зонирования. Еще офисная мебель должна иметь отверстия под провода, секции под их укладку, а также кабелевод.
Для организации оригинального пространства офиса можно комбинировать мебель разной высоты и габаритов, выполненные из самых современных материалов. У нее должна быть правильно оформленная задняя крышка, оббитая ламинированной древесно-стружечной плитой. Можно сэкономить средства, поставив двухсторонние шкафы с общей задней стенкой.
Как бы там ни было, без отдельных кабинетов в опен спейс тоже не обойтись. Отдельные уголки нужно найти для переговорных и кабинетов главных менеджеров. Частое решение дизайнеров для отдельных офисов – стеклянные ширмы. Но такое разделение весьма условно, ведь стекло не позволяет действовать уединенно.
Преимущество таких стен только лишь в звукоизоляции. Сейчас такой декораторский прием довольно сомнителен, потому как работать на виду согласится не каждый. Это толкает на применение стеклянных стен только для общих комнат.
Говоря о креслах, в основном выбор падает на складные модели, которые легко трансформировать и перемещать. Это свойство помогает в короткие сроки освобождать как можно больше места в помещении. Но они должны быть также и надежными, выдерживать вес и манеру посадки разных людей. Предпочтительны очень удобные экземпляры, так как сидеть приходится иногда не один час. По этой причине все товары нужно предварительно тестировать.
Материалам для такой мебели следует быть натуральными. У нее массивные столешницы и ножки. Для кабинетов в стандартные наборы включают, кроме описанных выше предметов, еще и журнальные столы, тумбы-фригобары, стеллажи и шкафы разной высоты, стойки для брифинга и столы для дискуссий. Такая мебель позволяет создать даже в маленьком офисе несколько зон.
В крупных бизнес-центрах практически всегда работают кафе, где персонал может подкрепиться горячим обедом. Тем не менее место для приготовления чая или кофе в уединении нужно предусмотреть непременно. Большие офисы зачастую имеют несколько зон со столиками и диванчиками для отдыха. Маленькие – часто совмещают кухню и комнату для релаксации, а иногда и только кухню. При возможности обустройства только первого там можно разместить барную стойку со стульями и стол.
Что касается первого, то тут характерно многообразие видов. На практике лучше всего себя показывают споты, точечный свет и офисные светильники «Армстронг». Многие работодатели предлагают своим подчиненным индивидуальные настольные лампы с множеством режимов работы. В данном случае важно оценить, насколько логичным это решение будет для ограниченной площади. При недостатке места лучше сделать выбор в пользу моделей на струбцинах либо подвесных.
Для офисной мебели главный критерий – удобство, а для техники – надежность и качество. Применимо это и к розеткам, тройникам, проводам, а также к удлинителям. От последних стоит отказаться и выбрать Pilot с переключателями на корпусе.
Без множества проводов офис будет выглядеть намного более стильным и современным. Для их маскировки подойдут специальные кабель-каналы. Если же они не предусмотрены, образовавшуюся «паутину» можно пустить между рабочими столами. Необходим максимально короткий и удобный подвод к столешнице.
Встраиваемые розетки помогут избежать проблемы задевания проводов соседнего монитора. Кроме того, технике не будет угрожать падение от неловкого движения рук. Цена таких розеток зависит от функционала и внешнего вида, так как вертикальные образцы дешевле горизонтальных. Такие розетки легко опускаются под стол, что упрощает уборку и оберегает от лишней пыли.
Растения в опен спейс просто необходимы. Дело в том, что они вырабатывают кислород, который быстро заканчивается в процессе активной деятельности, от чего сотрудники чувствуют сонливость и апатию. Страдает и концентрация внимания, из-за чего «поймать рабочую волну» очень сложно. Все комнатные цветы, в том числе фикусы, пальмы, разные лозы «съедают» углекислый газ и насыщают кровь кислородом, придавая бодрость и повышая работоспособность.
Как ни крути, но живые растения требуют регулярного ухода. Если в силу нехватки времени он невозможен, хорошей альтернативой флоре станет стабилизированный мох. Им можно украсить отдельные участки в виде панно либо же подойти оригинально и оформить им всю стену. Это не окажет особого оздоровительного действия, но позволит расслабиться и улучшит эмоциональный фон.
Если компания нацелена на совместные действия всех членов команды как звеньев одной цепи, опен спейс – лучший вариант для комфортного размещения. Находясь в разных кабинетах, сотрудники не смогут в полной мере взаимодействовать между собой на благо компании. Свобода движений в этом случае – лучшая мотивация.
Распространенная ситуация: у коллектива накопилась масса вопросов к тимлиду либо проектному менеджеру и, за неимением отдельного помещения для этого, они обсуждают наболевшее непосредственно в его кабинете, отвлекая его от дел. Побороться с этим помогут частые совещания.
Для удобства «удаленщиков», работающих в компании, такие переговоры можно проводить в онлайн-формате через рабочие программы, аналогичные Zoom. Часы, отведенные для их проведения, снизят уровень шума и дадут каждому возможность высказать свою точку зрения, что повысит продуктивность.
При маленьком коллективе фирмы все нюансы поведения внутри нее можно обсуждать устно с учетом всех пожеланий. Если же речь о большом штате, то для него проще всего разработать правила поведения и деловой этикет. Можно провести тайный опрос при помощи Google Forms либо голосование в корпоративной HRM-системе и по результатам выяснить, что больше всего не нравится коллективу.
Отталкиваясь от этого, можно и нужно начать действовать. Небольшой список того, что нельзя делать в офисе открытого типа:
Офис является хорошим местом для введения корпоративной культуры. HR-менеджер должен хорошо осознавать, что комфортные условия труда помогут удержать коллектив от текучки кадров. Правильная организация рабочих мест сможет не только сберечь финансы, но и повысить лояльность сотрудников и соискателей именно к этой фирме.
Читайте также