г. Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 7, оф 416 а. БЦ "ЛИДЕР"
Главная > Блог > Организация рабочего места > Виды офисных помещений и их особенности
24 июня 2024
1008
755
Какие бывают? Виды офисных помещений делят по классам: A, B, C и D. Также возможна градация в зависимости от особенностей организации пространства. В этом случае выбирается классический офис или open space. При желании можно остановиться на смешанной планировке.
Какой лучше? Выбор офисного помещения зависит от нескольких факторов: сферы деятельности компании, потребностей сотрудников, бюджета и стратегии развития организации. Например, класс А подходит для крупных организаций с высоким оборотом, в то время как офисы класса D будут неплохим вариантом для размещения стартапа.
Из этого материала вы узнаете:
Офис – это здание, где сотрудники компании выполняют свои обязанности, принимают клиентов, работают с документами, хранят их и так далее.
За последние 15–20 лет слово «офис» (от английского «office») почти полностью заменило ранее распространенное слово «контора» (от немецкого «kontor») в России, хотя суть этих слов одинакова.
Обычно такие помещения сдаются в аренду в бизнес-центрах, которые специально строятся под офисы. Арендодатель обеспечивает техническое обслуживание в бизнес-центре, поэтому руководители организаций освобождаются от участия в управлении и могут сосредоточиться на развитии своих бизнес-проектов.
Чем ближе офисное здание расположено к центру города или транспортному узлу, тем выше его уровень. Также важно, что находится рядом с ним. Наличие промышленных зон, исправительных учреждений и заводов рядом могут повлиять на категорию офиса в худшую сторону.
Виды офисных помещений и их внешний вид зависят от того, в каком здании они располагаются. Элитные офисы находятся в современных зданиях, специально предназначенных для бизнеса. Офисы более низкого класса располагаются в помещениях старой постройки, иногда даже советского периода.
Инженерные системы неприметны для глаз как посетителей, так и персонала, но как раз-таки они обеспечивают удобство и функционирование всего офиса. Сюда входят: отопление, воздушные системы, надежное водо- и электроснабжение, бесперебойный доступ в интернет и другие аспекты.
Здание под офисы должно с самого начала проектироваться и строиться с учетом оптимизации полезной площади. В таком случае лестницы, лифты и туалетные помещения размещаются в центре, а рабочие зоны организуются вокруг в формате открытого пространства (open space).
Еще один важный пункт – это удобство передвижения по офису для людей с ограниченными возможностями. Учет такого параметра позволит набрать дополнительные баллы и повысить категорию помещения.
Очень важное требование к современному офису – наличие специального пространства, в котором сотрудники могут комфортно работать и отдыхать.
Безопасность в наши дни – это обязательное условие для офиса высокого уровня, поэтому бизнес-центры премиум-класса отличаются продвинутым уровнем системы безопасности, включающим пожарную сигнализацию, видеонаблюдение, усиленную охрану, голосовые и аварийные сообщения.
Отлаженное управление в офисе позволяет быстро решать любые проблемы, такие как поломки кранов в туалете или розеток в рабочих кабинетах. Владельцы нанимают управляющие компании или создают собственные службы для этих целей. В случае отсутствия такой возможности эти обязанности берут на себя сами собственники.
Существуют различные типы офисных помещений в зависимости от способа организации рабочего пространства. С учетом этого критерия можно выделить следующие категории офисов:
Каждая из этих категорий имеет свои плюсы и минусы, а также своих сторонников и критиков. Поэтому давайте более подробно рассмотрим этот вопрос.
Первый тип офиса – кабинетно-коридорный, или классический. Это традиционный способ организации пространства, при котором сотрудники работают в изолированных кабинетах, рассредоточенные по различным отделам.
Читайте также
«Комфортный офис для эффективной работы»Такой формат имеет ряд достоинств:
Однако офис классического типа также имеет недостатки:
Второй тип офиса – open space, или офис открытого типа. Это большое пространство со свободной планировкой. Здесь у работников нет отдельных кабинетов, но существует возможность зонирования.
Open space имеет свои преимущества:
Среди недостатков можно выделить:
Такой формат чаще всего выбирают начинающие компании, а также коллективы, предпочитающие командную работу.
Третий тип офиса – смешанный. Он сочетает в себе преимущества двух предыдущих вариантов, плюс в нем нет их недостатков, поэтому является оптимальным.
В смешанном офисе существует возможность комбинировать открытое пространство с изолированными кабинетами для тех сотрудников, которым требуется больше приватности. Это позволяет улучшить командную работу тем, кто любит открытое общение, и избежать избыточного контроля со стороны руководства тем, кто хочет уединенности.
Уровень оснащенности офисных помещений варьируется в зависимости от их категории. Традиционно офисы подразделяют на четыре класса – А, В, С и D, определяющие статус, а значит, и цену аренды или покупки офиса. Также существуют классы промежуточного уровня, например А+ и В+.
Критерии включения офиса в определенную категорию:
Все бизнес-центры делятся на следующие классы:
Рассмотрим каждый класс подробнее.
Офисы класса А представляют собой премиум-помещения, которые выбирают компании, стремящиеся к высококачественным пространствам в хорошем районе. Такие офисы, как правило, расположены в деловых или центральных районах города. Они отличаются высоким качеством отделки, современным оборудованием и первоклассными сервисами.
Обычно такие офисы расположены в небоскребах с фасадами, выполненными из стекла и металлических конструкций. Они имеют привлекательный вид для клиентов и обладают панорамными конами, чтобы наслаждаться прекрасным видом на город.
В таких зданиях также располагаются рестораны и общественные пространства, что удобно для посетителей и работников.
Преимущества офисов класса А:
Недостатки включают:
Здания категории А+ – самые престижные. Офисное помещение может быть отнесено к этому виду, если оно соответствует следующим критериям:
Здания категории А- немного проще. Здесь могут быть отражены не все вышеперечисленные критерии по причине ограниченности бюджета или пространства.
Принадлежность здания к классу B на рынке совершенно не связана с плохими условиями. Часто в него входят помещения категории А, чья архитектурная и инженерная концепция не соответствует современным стандартам. В таких случаях удобнее понизить уровень класса, чем проводить капитальный ремонт.
К классу B также относят помещения, которые по каким-то критериям не дотягивают до высшего класса. Например, их местоположение может быть не в самом центре города.
Стоит отметить, что именно категория В пользуется самым большим спросом на рынке. Ее выбирают компании, которые не ставят перед собой цель располагаться в элитных зданиях. Для них важнее всего создать комфортное рабочее пространство для сотрудников и посетителей.
Читайте также
«Дизайн офиса: разработка проекта, выбор стиля»Преимущества офисов класса В:
Недостатки офисов класса В:
Также существуют подклассы В+ и В-. Для причисления здания к классу В+ достаточно наличия одного критерия класса А, например близкое расположение к центру, наличие охраняемой парковки, улучшенные коммуникации, качественная отделка помещений или наличие входной группы и холла.
С классом В- все наоборот. Вероятно, зданию не хватило нескольких критериев для присвоения класса В.
Офисы класса C популярны среди начинающих предпринимателей, которым важна невысокая стоимость аренды. Однако они сталкиваются с некоторыми неудобствами:
Такие офисы чаще всего расположены в зданиях, не предназначенных для бизнес-центров.
Однако есть и положительные моменты. Несмотря на то что офисные помещения напоминают административные кабинеты прошлых десятилетий, работать комфортно в них все же можно.
Помещения класса D обычно располагаются в старых постройках, которые изначально не предназначались для офисов, например бывшие научно-исследовательские институты или административные здания возрастом от 20 лет и старше.
Внешне здание может казаться приличным, но внутри не соответствовать современным стандартам из-за неудобной планировки, старой отделки и коммуникаций.
Читайте также
«Как обустроить офис: принципы и приемы»Расположены такие офисы могут быть практически в любом районе, но их главным преимуществом является низкая арендная плата. Однако арендаторам стоит учитывать необходимость осуществления работ по подключению или ремонту коммуникаций, установке минимальной системы безопасности и, возможно, косметическому ремонту.
Благодаря классификации видов офисных помещений, в том числе по назначению, руководителю организации сразу понятно, насколько удобно будет работать его сотрудникам в том или ином офисе.
Маловероятно, что кто-то захочет тратить время на долгие поездки на работу или трудиться в некомфортных условиях. Чем лучше помещение, тем более эффективно будет работать команда и тем охотнее будут возвращаться посетители в данную компанию. Это большой плюс для работодателей.
Однако помимо сотрудников и клиентов есть еще одна заинтересованная сторона – собственник помещения, предоставляемого в аренду. Для него классификация важна при установке суммы арендной платы.
Виды офисных помещений по назначению включают:
Кабинет – это отдельная комната, в которой может работать один или несколько человек. Например, кабинет заведующей детским садом. Офис, как правило, занимает часть или целое здание, где могут быть различные зоны. Например, офис компании «Яндекс».
Грамотно организованное пространство офиса оказывает сильное влияние на эффективность работы сотрудников и финансовые результаты организации.
Читайте также