Главная > Блог > Организация рабочего места > Организация рабочего места руководителя: правила, нормативы, дизайн
18 марта 2024
980
277
Чем важна? Организация рабочего места руководителя определяет, насколько комфортно и эффективно он будет выполнять свои обязанности, а также то, как будут воспринимать его подчиненные, партнеры, клиенты. Кабинет начальника – визитная карточка компании.
Что учесть? При обустройстве кабинета руководителя нужно руководствоваться существующими нормативами. Предметы мебели, дизайн и аксессуары обязаны не только подчеркивать статус владельца и его характер, направление деятельности, но и быть комфортными и настраивать на рабочий лад.
Из этого материала вы узнаете:
Вопреки распространенному мнению, что начальству не требуется отдельное рабочее место, у руководителя все же должен быть собственный кабинет. Конечно, помимо плюсов, у такой организации рабочего места есть и минусы: проблемы с коммуникацией с сотрудниками, иногда – дисциплиной, обстановкой в коллективе. Но достоинств такого положения больше: отдельный кабинет – это комфорт, возможность организации своего пространства и отсутствие шума.
В идеале кабинет руководителя должен быть прямоугольной формы, около 20 квадратных метров площадью и высотой потолков в 2,83–3,25 метра. Важно учесть нормы СанПиН, по которым в помещении должна поддерживаться комфортная температура (22–24 градуса в зависимости от времени года и энергозатрат работника), достаточный уровень влажности и чистоты, и так далее.
В случае несоблюдения правил создается опасная для здоровья человека ситуация – поэтому время труда в таких условиях уменьшается в соответствии с санитарными правилами.
Оснащение рабочего места руководителя необходимыми для работы инструментами и техникой чрезвычайно важно. Это как мебель, так и разнообразные приборы. Кроме функции личного пространства для работы, кабинет руководителя нередко используется как место для совещаний. Поэтому стоит иметь если не большой стол для дискуссий, то хотя бы несколько стульев, кресел.
Кабинет руководителя – это его основное место труда, где он проводит 90 % дня. Очевидно, что «как корабль назовете, так он и поплывет». От организации рабочего места руководителя зависит то, каков будет итог труда, и чем лучше кабинет приспособлен, тем цифры эффективнее.
Рабочее место руководителя – это отдельная область со своим оснащением и своими законами, в соответствии с выполняемым там трудом. При его рациональной организации необходимо:
Надо учитывать единицы используемой техники, объем хранящейся документации и прочих важных вещей. Это значит, что перед планировкой следует прикинуть характер и объем будущих работ в кабинете. Существует несколько типов распределения мест для разных дел и руководителей. С вариантами планировки стоит ознакомиться и выбрать наиболее подходящий.
Организуя будущее рабочее место для руководителя, заострите внимание на нескольких вещах:
Площадь варьируется от 20 до 50 метров квадратных в зависимости от ранга руководителя. Потолки должны быть высотой не менее 3,5 метров. Учитывая возможность будущих совещаний и планерок, форма кабинета должна представлять собой прямоугольник 1:2.
При планировании обстановки учтите следующие моменты:
Хорошо организованное рабочее место руководителя всегда включает в себя:
Избегайте резких и слишком ярких оттенков. Отдайте предпочтение мягким пастельным тонам: бежевый, светло-зеленый, нежно-желтый и другие цвета палитры. Они уменьшают утомляемость и делают кабинет визуально больше.
Также важно, чтобы все поверхности в помещении были матовыми – блестящие поверхности могут быть вредны для здоровья.
Кабинет руководителя иногда разделяют на зоны:
Эти зоны можно разместить в одном большом помещении или разделить перегородками для разграничения пространств.
Итак, разобравшись с нужными инструментами и мебелью, следует понять, как все это правильно разместить и использовать. Проще говоря – сделать планировку рабочего места руководителя.
Основные правила планировки помещения:
В идеале стоит обеспечить возможность наблюдения за работниками, установив прозрачные перегородки. Это поспособствует дисциплине и контролю работы компании.
Читайте также
«Где поставить стол: нормативы и комфорт»Также стоит учитывать индивидуальные особенности руководителя. Каждый человек обладает своими вкусами, характером, темпераментом – все это отразится и на его рабочем месте. Именно поэтому общие стандарты подобрать довольно сложно – основой организации пространства должны стать вкусы того, кто будет там трудиться.
Все самое главное сосредоточено на директорском столе. Здесь следует соблюдать порядок, предупреждая потерю важных документов и информации. Один из главных объектов на столе сейчас – это компьютер или ноутбук, позволяющий работать с электронными данными. Именно через них ведется абсолютное большинство бизнес-процессов.
Всё остальное место заполняется по усмотрению конкретного человека, но обычно в арсенале стоит иметь: калькулятор, календарь, отрывные листки, стикеры, ежедневники. Однако все это, а также порядок на рабочем столе, зависит уже от конкретного руководителя.
Обычно на столе оставляют канцелярские мелочи для записи, работы с бумажными документами. Для этого создано множество приспособлений, которые помогают оптимизировать этот труд и сделать его более быстрым, организованным.
В конце концов, все вариации на тему приходят к двум решениям: классике и модерну. Первый вариант больше подходит высоким руководителям-консерваторам, чиновникам, банкирам. Этот стиль напоминает отголоски русского дворянства девятнадцатого века: панели из темного дерева, массивная натуральная мебель, ковры и тяжелые портьеры. Декор – картины, скульптуры.
Модерн же более свойственен новаторам. Директорам IT-компаний, инвестиционных корпораций, архитектурных фирм, рекламных компаний и так далее. В модерне или хай-теке, то есть более современном стиле, используют искусственные материалы: металл, стекло, светлые оттенки и технологические и художественные новинки.
Хозяин или директор крупной фирмы априори должен быть человеком незаурядным, талантливым и решительным – раз добился статуса. Такая личность умеет расположить к себе, верно все рассчитать, организовать. Это отражается в убранстве рабочего места руководителя.
Мужчинам подойдет многофункциональная мебель темных оттенков. Своим внешним видом кабинет и его меблировка должны демонстрировать статус, чтобы клиенты или партнеры обращали внимание, у них складывалось положительное впечатление о хозяине. Следует использовать качественные материалы: дерево, кожу, иногда – каменные вставки. Сдержанные матовые обои подчеркнут вкус начальника, классическая мебель будет смотреться уместно на их фоне. Пол следует застелить темным паркетом или ламинатом.
Молодому и успешному мужчине-руководителю лучше оформить свое рабочее место в минималистском стиле, отделав стеклом и металлом. Обставить помещение можно пластиковой мебелью. Вне зависимости от оформления рабочего места руководителя, в нем всегда должны быть четыре вещи:
При планировке женского рабочего места помните о четырех правилах:
Здесь будет подходить легкость, совмещенная с функциональность. Женственность в современном дизайне подчеркивается использованием светлых и теплых тонов (жемчужный, бежевый и так далее). Но следует учесть вопрос индивидуальности: некоторые предпочтут более «мужской» дизайн с темной отделкой. Яркие руководительницы выберут более броское оформление. Общего правила для всех не существует, нужно учитывать вкусы человека.
Женщины-консерваторы оценят светлые гарнитуры их натурального дерева, приверженцы современности – стекло, металл или пластик. Исключите массивность с помощью изящного стола-бюро, аккуратных стеллажей и общей нежной цветовой гаммы. Обстановка должна быть функциональной, удобной в использовании и эстетически приятной. Монохромная мебель удачно подчеркнет в женщине-руководителе демократичность.
По правилам обустройством рабочего места руководителя должен заниматься он сам. В случае несоблюдения данного пункта Трудового кодекса РФ, ответственность будет нести или начальник, или владелец компании.
Обратите внимание на уровень освещенности, площадь места труда и безопасность. Последнее означает отсутствие потенциально вредных вещей.
Кабинет должен быть комфортным для руководителя и поддерживать статус фирмы в глазах клиентов и партнеров. Именно поэтому специалисты напоминают об основных задачах помещения, его виде.
Специалисты-дизайнеры советуют избегать следующих вещей:
Руководитель должен обратить внимание на многие вещи при организации своего рабочего места, от качества материалов до цвета мебели. Мягкие неброские оттенки, комфортная и практичная обстановка и другие факторы. Руководитель – это мозг компании, а кабинет – его лицо. Мягкое кресло и отдельное помещение нужны не для того, чтобы поднять себя над подчиненными, а чтобы принимать важные решения и поддерживать авторитет фирмы.
Читайте также