Главная > Блог > Организация рабочего места > Виды офисов и современные тренды
5 апреля 2024
891
2501
Какие? Сегодняшние реалии таковы, что к уже привычным видам офисов добавляются не вполне стандартные, но соответствующие современным условиям и требованиям к работе. Помещения видоизменяются, в них добавляются новые элементы, функции.
Как выбрать? Офисы варьируются от элитных до совершенно простых и даже виртуальных. Но каким бы ни было помещение, оно должно отвечать задачам компании, соответствовать ее деятельности и располагать сотрудников к продуктивной работе.
Из этого материала вы узнаете:
Офис – это специализированное помещение (или отдельное здание), предназначенное для организации рабочих мест служащих компании, занимающихся преимущественно сбором, обработкой и хранением информации, коммуникацией с бизнес-партнерами и клиентами.
Термин происходит от английского слова office и в последние десятилетия прочно укрепился в российском деловом лексиконе, заменив некогда распространенное определение «контора» (нем. das kontor).
Большую роль играет не только оснащенность средствами для исполнения трудовых функций работников, но и внешнее впечатление, которое производит офис на посетителей. Презентабельный интерьер и продуманный дизайн способствуют формированию положительного имиджа солидной фирмы.
В современных условиях рабочее место клерка – это не просто стул и стол со счетами и папками бумаг. Оборудование офисного пространства по последнему слову техники способствует повышению мотивации персонала и значительно увеличивает производительность труда. Для решения каждой конкретной бизнес-задачи формируется индивидуальная среда, которая наилучшим образом способствует реализации решения.
Внешний вид офиса во многом определяется выбранной при его проектировании планировкой. На этом этапе нужно учитывать множество факторов, влияющих на качество будущего комплекса рабочих мест:
Все виды помещений в офисе должны быть максимально функциональны и предоставлять возможности для продуктивного труда. Для решения этой задачи необходимо определить и сформулировать имеющиеся потребности и соотнести их с возможностями.
На практике чаще всего руководство фирмы арендует помещение для размещения офиса в специализированных бизнес-центрах, которые могут занимать целый комплекс зданий. Содержание и техническое обслуживание коммунальных систем обычно обеспечивается владельцами, поэтому клиентам остается только вовремя вносить взносы за аренду и сосредоточиться на решении своих задач.
Подобные бизнес-центры чутко реагируют на изменения спроса и оборудуют свои площадки, ориентируясь на возрастающие потребности и внедряя различные нововведения. Чаще всего предпочтение отдается использованию многофункциональных устройств и самой современной оргтехники. Кроме того, внедряются досуговые, спортивные, food и retail-модули.
Постепенно стирается грань между производственной и представительской функцией помещений офиса. Ресторан, находящийся в зоне, теперь не только место для приема пищи, но и центр деловых встреч, во время которых происходит обсуждение условий сделок. Неотъемлемыми компонентами инфраструктуры становятся банкоматы, фитнес-клубы и пр.
По данным статистики, свыше 55 % вводимых в эксплуатацию офисных центров Москвы в период с 2021 по 2024 год являются многофункциональными комплексами, пользующимися повышенным спросом у клиентов.
Действующая в России классификация видов офисов осуществляется по многим критериям, среди которых: тип и дата возведения здания, адрес и близость к логистическим узлам, степень оснащения (в том числе и системами, обеспечивающими безопасность) и т.д.
Все бизнес-центры принято подразделять на следующие классы:
Читайте также
«Каким должен быть офис: нормативы и дизайн»Принадлежность конкретного здания к тому или иному классу производится после анализа следующих параметров:
Офис кабинетно-коридорного типа. Этот вид обустройства пространства подразумевает наличие изолированных комнат, в которых располагаются рабочие места одной или нескольких кадровых единиц. Часто можно встретить у крупных компаний и государственных учреждений, придерживающихся традиционных представлений о корпоративных ценностях, подразумевающих четкую иерархическую структуру.
Кроме того, такой не очень рациональный способ использования площадей характерен для организаций, которым важен фактор конфиденциальности (клиники, нотариальные конторы).
Преимущества:
Недостатки:
Тем не менее для многих организаций подобный стиль весьма удобен. Такой вид офиса можно встретить в государственных структурах, юридических фирмах, учебных заведениях и прочих предприятиях, в которых индивидуальное рабочее место и конфиденциальность имеют большое значение.
Обычно в таких конторах располагаются компании, в штатном расписании которых находится свыше 50 человек. Стоимость аренды и уровень затрат на содержание и обслуживание достаточно высоки.
Как правило, на площади довольно обширного помещения размещаются рабочие места, практически не изолированные друг от друга. Иногда зонирование предусматривает установку легких ширм. Open-space используют молодые амбициозные бизнесмены, которые предпочитают прогрессивный демократический стиль управления.
Часто по такой схеме организованы офисы редакций газет, рекламных и консалтинговых агентств, творческих студий. Персонал, имея свои индивидуальные рабочие места, тем не менее не стеснен в передвижениях и возможности свободного общения с коллегами. Такая организация труда идеальна при решении задач, требующих коллективного усилия и брейнсторминга.
При зонировании пространства применяются легкие, часто прозрачные перегородки из современных материалов. Деловую атмосферу подчеркивают лаконичный дизайн и многофункциональность.
Достоинства:
Недостатки:
Этот сравнительно новый вид офисов пользуется популярностью у руководителей IT-компаний, креативных и маркетинговых агентств, сама специфика работы в которых диктует обеспечение высокого уровня коммуникации и совместного труда членов единой команды.
Уровень расходов средний, так как существует возможность совместного использования оргтехники и нет необходимости в возведении прочных стен, установке дополнительной мебели.
Подобный вид офиса сочетает признаки традиционного и открытого типа зонирования. Причем при проектировании стараются избегать недостатков, присущих этим категориям. Такое расположение является оптимальным вариантом для людей, стремящихся к комфорту во время работы, но придающих большое значение экономии финансовых средств.
Пространство комбинированного офиса разделено на рабочие места, отгороженные друг от друга стационарными ширмами, обеспечивающими достаточный уровень звукоизоляции. Существует вариант, при котором рядом с обширным открытым залом находится несколько изолированных кабинетов с отдельным входом.
Если офис занимает несколько этажей, то эти комнаты с капитальными стенами обычно находятся на втором и последующих уровнях. Чаще всего в изолированных кабинетах работают руководители, которым по статусу положено обеспечение приватности и условий повышенного комфорта.
Также практикуют размещение сотрудников какого-либо важного специализированного структурного подразделения (централизованная бухгалтерия, плановый отдел). В open-space зоне создаются рабочие места сотрудников, которым по роду деятельности нужна постоянная коммуникация (рекламщики, маркетологи и т. д.).
Такой вид офисов будет идеальным решением для компаний самой различной направленности, топ-менеджмент которых стремится организовать труд своих подчиненных самым эффективным методом.
Способ универсален, поэтому подходит для фирм с любым количеством сотрудников. Уровень расходов вариабелен и зависит от многих факторов: численность персонала, доля отдельных кабинетов в общей структуре организации, степень оснащенности современными МФУ.
Коворкинг – это специально организованное офисное пространство, ориентированное на труд фрилансеров. Как правило, обстановка в таких помещениях близка к минимализму.
В подобных местах привыкли работать удаленно многие талантливые сотрудники самых различных компаний. Пользуются популярностью у номадов (цифровых кочевников).
Этот вид офиса ориентирован на ИП и сотрудников небольших фирм (до 10 человек).
Рабочее место в помещении или здании, которое имеет необходимую для работы инфраструктуру. Чаще всего это кабинет небольшой площади (до 40 м2), который можно арендовать на какое-то время. Пользователю для полноценной работы остается только принести свой компьютер.
Широко применяется в компаниях с различным штатно-списочным составом (от десятка до нескольких сотен). Происходит от слова hub (англ.) – центр интереса, деятельности или внимания. Особенность заключается в том, что в организации рабочего пространства присутствуют признаки коворкинга и smart-офиса. Такой вид подразумевает гибкую настройку планировки под текущий уровень коммуникации работающих команд.
Конфигурация помещений может сильно отличаться в зависимости от специализации бизнес-структур. Часто в здании расположены столовые, спа-зоны. На прилегающей территории организованы парковочные места.
По сути, это любое место, где возможно осуществлять трудовые функции удаленно. При такой организации работники не нуждаются в отдельных помещениях и могут решать задачи компании из собственного дома.
В таких местах располагают творческие студии, в которых работают дизайнеры, художники, скульпторы. Используются небольшими коллективами единомышленников или в индивидуальном порядке. Уровень затрат определяется многими факторами: адресом расположения, близостью к логистическим узлам, категорией здания, оснащенностью и пр.
Современные офисы – это пространства с хорошо оснащенными рабочими местами, имеющими удобную мебель и быстрый доступ к оргтехнике. Помещение должно иметь хорошее освещение и соответствовать всем требованиям безопасности и эргономики. Дополнительным преимуществом будет расположение вспомогательной инфраструктуры: конференц-зал, кафе, зоны для отдыха.
Большинство топ-менеджеров подходят к организации рабочего пространства своего персонала со всей серьезностью. Руководители компаний стараются избегать шаблонов. Поэтому стремятся выработать свой индивидуальный стиль вне всяких форматов. В отечественном бизнес-сообществе этот процесс начался относительно недавно. Но амбиции предпринимателей ограничены только их фантазией и имеющимися в наличии финансовыми возможностями.
Читайте также